печать|закрыть окно


О войне и мире, ненужных талончиках и необходимой памяти

02.03.2020

....Дедушка по отцу прожил долгую жизнь, я его хорошо помню. Я даже прадеда помню, который прошел Первую мировую. Поэтому о войне и мире в нашей семье разговоры были. Была готовность голодать, удовлетворяться минимальными потребностями, лишь бы жить в мире.
Отец мой был военным, ушел на пенсию в звании полковника. Когда я училась в десятом классе, отца перевели в Крым, там я и заканчивала школу. Директором был фронтовик, ветеран Великой Отечественной. Он преподавал нам историю. Не по учебнику, ничего не приукрашивал — про голод и холод, про вшей, про боль и страх…
***
В мэрии Архангельска лет пятнадцать назад возникла такая идея — на День Победы устраивать площадку для ветеранов — с походной кухней, с фронтовыми ста граммами… Я тогда была предпринимателем и обеспечивала эту площадку, мы искали полевую кухню — договаривались с военными, закупали еду хорошего качества — договаривались с продовольственными сетями, заводами, предпринимателями и собирали хорошие, большие продовольственные наборы для тех, кто приходил. Восемь лет каждое Девятое мая компания «Шик» накрывала столы на четыреста-четыреста пятьдесят человек на площади около мэрии. Нам помогали кто чем мог и хотел — продуктами, одноразовой посудой, да и просто приходили в этот день, пели песни, разговаривали с ветеранами. Все занимались этим от души, отдавая дань памяти участникам войны, своим дедам.
Потом сменился мэр, и нам запретили устраивать эти площадки, то ли сами собирались это делать, то ли кому-то поручить, но на этом все кончилось. К сожалению, так бывает, амбиции портят хорошее дело.
***
Сейчас ветеранам уделяют достаточно много внимание, но, как правило, это делается с конца апреля до середины мая. Как депутат я много общаюсь с ветеранскими организациями. Например, в Архангельске Юрий Федорович Витков, бессребреник и идейный активист, борется за то, чтобы уходящее поколение получило статус детей войны. Они не просят денег, они хотят признания тех людей, кто был детьми во время войны. Кто голодал, тяжело работал, у кого не было детства, а часто не было и родителей.
Есть еще одно, о чем не принято говорить, но меня это беспокоит. В управление ветеранскими организации приходят более молодые люди, не имеющие отношения к войне. И требуют к себе того же внимания, которое оказывают ветеранам. Хотя, как раз ветераны, как правило, ничего не требовали. Наоборот, отдавали. Отдавали общением, добротой, воспитанием нас, когда мы учились в школах. И у меня есть опасение, что наше чествование ветеранов, тружеников тыла, детей войны, может стать формальностью. Мне кажется, настало время пересмотреть работу с ветеранскими организациями, изменить взгляд на военно-патриотическое воспитание. Для сохранения памяти о людях, которых уже практически не осталось.
Павел Рязанцев -спец коррреспондент РИА "Победа"



Copyright ©РИА "ПОБЕДА"