печать|закрыть окно


Заседание набсовета общероссийского движения детей и молодёжи

На территории центра знаний «Машук» в Пятигорске состоялось заседание наблюдательного совета Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи «Движение первых»

06.12.2023

Перед началом заседания Владимир Путин осмотрел выставку центра знаний «Машук» – всероссийского образовательного центра подготовки просветительских и управленческих кадров в области образования, молодёжной политики и воспитательной работы. Проект совместно реализуют Росмолодёжь и общество «Знание».
0bi-NHPSetxf5yr-AAyb5xh5lshq-AM0-Vw-A
лаве государства рассказали о знаковых образовательных программах центра (среди них – «Твой герой», «Защитники Отечества», «Путёвка на Машук», «ПРОдиалог»), продемонстрировали новое пространство для обмена опытом и идеями «Библиотека знаний», а также стенд «Стена наставника».

Во второй части выставки под названием «Год в движении» Президенту доложили о ключевых проектах Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи «Движение первых».

С момента запуска в июле 2022 года число его участников превысило четыре миллиона, созданы 89 региональных отделений. Основные направления деятельности «Движения» – воспитание, создание равных возможностей для всестороннего развития, самореализации, творческой и общественной активности детей и молодёжи.

* * *

В.Путин: Уважаемые коллеги, друзья!

Рад приветствовать всех в центре знаний «Машук». Я с коллегами давно сюда собирался, меня давно уже сюда приглашали, и, действительно, здесь есть что посмотреть.

Это всё для «Движения первых» создавалось, сейчас это превратилось в такой хороший образовательный центр, который, как я вижу, а коллеги ещё расскажут, очень активно используется. И, надеюсь, приносит хорошие результаты.

А «Движение первых», как известно, было создано совсем недавно: сама инициатива впервые прозвучала в апреле 2022 года, и инициаторами были сами ребята. Я не могу не выразить удовлетворения тем, что и само «Движение» состоялось, и центр был создан как место, где можно заниматься тем, для чего создавалось само «Движение». Но, я так понимаю, сейчас руководитель центра рассказывал, всё гораздо шире, чем первоначально даже задумывалось.

Сегодня само «Движение» объединяет уже более четырёх миллионов человек. Это огромная цифра. Только что вместе посмотрели, ребята показывали, основные проекты «Движения». Порадовало, конечно, возрождение уже на новом, современном уровне, прямо скажем, незаслуженно забытых форматов, которые были в своё время очень популярны: я там посмотрел, есть и военная тематика, это «Зарница», юннатское движение, это тоже всё очень востребовано. И все эти хорошие старые традиции, безусловно, помогают уже ребятам и в наше время, молодым людям 21-го века.

Такая преемственность поколений, преемственность идей очень важна. Чтобы созидать, развиваться, нужно, безусловно, брать всё самое лучшее, что у нас было, и двигаться, безусловно, вперёд.

Здорово и то, что «Движение» поддерживает ребят в их стремлении уже сейчас приносить пользу: писать письма, я посмотрел на стендах, собирать посылки для наших военнослужащих, уметь оказывать первую медицинскую помощь, участвовать в волонтёрских инициативах.

Здесь только что говорили, что важно прежде всего желание оказывать помощь, это правда, но всё-таки умение тоже востребовано. Если желание есть, а человек не может что-то сделать, то, конечно, одного желания явно недостаточно, а здесь учат, как это сделать, и это очень хорошо.

В целом проектов много, они очень разные, как я посмотрел. Каждый может найти то, что ему больше всего по душе, каждый из присутствующих здесь и проходящих здесь обучение: будь то наука, школьный театр или что-либо другое. В этом есть и ключевой смысл «Движения» – повторю ещё раз: помочь детям, подросткам, молодым людям раскрыть свои способности, сильные стороны, найти свой собственный путь в жизни. И именно в этом – залог успешного будущего нашей страны. Сейчас вот с девушкой говорили, которая сопровождала. Я говорю: «Ты хочешь быть врачом?» Потому что в ходе движения по выставкам она сказала что-то про медицину. Я говорю: «Хочешь быть врачом?» «Я думаю, – она говорит, – ищу». Здорово! Вот это место как раз помогает искать. Чрезвычайно важный выбор для каждого человека. Может быть, одно из самых важных решений в жизни – найти себя, выбрать будущую профессию.

Я не сомневаюсь нисколько, что такая широкая программа призвана стать одной из ключевых составляющих всего «Движения первых», по сути, фундаментом. Мы сейчас уделяем всё больше внимания той важнейшей роли в воспитании, которую играют и семья, и школа, да и в целом система образования. При этом проекты, направления, в которых ребята участвуют в свободное от учёбы время, тоже должны помогать им обретать надёжные жизненные ориентиры.

Важно, чтобы они с самого детства чувствовали себя частью большой страны с её богатейшей историей и великой культурой. С теми непреходящими ценностями, которые во все времена служили людям опорой и поддержкой. И конечно, с современным, широким пространством для самореализации.

В этой связи очень важно, чтобы те возможности, которые даёт «Движение первых», были доступны повсеместно, и в больших городах, и в маленьких посёлках. И конечно же, для ребят из регионов Донбасса и Новороссии. Здесь они тоже присутствуют, я очень рад, что и из этих регионов люди приезжают и получают необходимую поддержку. Там, действительно, многое очень нужно сделать.

Вместе нужно преодолевать разрушительное наследие сначала ползучей, а потом и открытой агрессивной националистической политики, которой следовали сменяющие друг друга власти в Киеве. Когда в учебные программы внедряли русофобию, исторические фейки, сеяли рознь между людьми. Просто целенаправленно корёжили сознание населения – и маленького, и взрослого, и молодых людей.

Подчеркну, что огромное значение имеет система кадровой подготовки наставников «Движения». И здесь это как раз, по-моему, стало одним из основных направлений, требования к их профессиональной базе, личным качествам. Чтобы они могли не только передавать ребятам знания, навыки, опыт, а вдохновлять, воодушевлять собственным примером. И таких наставников здесь немало, как рассказывал сейчас руководитель центра.

Отмечу одну очень позитивную тенденцию. Во многих проектах «Движения» вместе участвуют и дети, и их родители, это очень хорошо, это очень здорово.

Напомню, что следующий, 2024 год объявлен Годом семьи. И конечно, такая работа – важный вклад в укрепление тех ценностей, которые объединяют наше общество.

Рассчитываю, что мы сегодня поговорим и о перспективах развития «Движения». При этом неизменным должен оставаться его ключевой принцип: именно дети, подростки, молодые люди – соавторы всех решений. «Движение» должно строиться вокруг того, что им близко и интересно, а задача взрослых – обеспечить необходимую поддержку.

Правильно, что наши молодые, юные коллеги сегодня также участвуют в нашей встрече, в работе наблюдательного совета. И рассчитываю, что вы дадите свои оценки того, что уже сделано, поделитесь идеями, предложениями на будущее. Также хочу поблагодарить представителей отечественного бизнеса, всех коллег, кто оперативно включился в работу попечительского совета «Движения первых».

Давайте пообсуждаем все заявленные темы. Передаю слово Григорию Александровичу Гурову. Пожалуйста.

Г.Гуров: Спасибо большое, Владимир Владимирович.

Уважаемые члены наблюдательного совета!

Последние годы действительно стали новым этапом развития системы воспитания в нашей стране. С 2020 года, после внесения изменений в Закон об образовании, воспитанию отводится первостепенная роль в работе с детьми и молодёжью.

«Движение первых» – это новый социальный институт общественно-государственного воспитания детей и молодёжи. Создание «Движения» обусловлено запросом на формирование единого воспитательного пространства нашей страны. И наша задача – вовлечь в воспитание подрастающего поколения все действующие институты, связанные с детством и юностью, так, чтобы каждый ребёнок, родители, педагоги чувствовали себя частью единого сообщества, разделяющего общие ценности и цели. Теперь все, кто заинтересован, знают, куда идти.

«Движение первых» разворачивает свою деятельность везде, где есть дети: в школах, в университетах, в учреждениях культуры, спорта, дополнительного образования, молодёжной политики. Во всех регионах нашей страны уже работает около 40 тысяч первичных отделений. В создании «Движения» действительно помогают все.

Вы сказали, Владимир Владимирович, сегодня о представителях бизнеса. Действительно, сформирован попечительский совет, в который под руководством Максима Станиславовича Орешкина вошли руководители крупнейших компаний. Это Герман Оскарович Греф, Игорь Иванович Сечин, Владимир Олегович Потанин, Олег Валентинович Белозёров, Алексей Евгеньевич Лихачёв и многие другие. Это большая поддержка для нас.

Мы формируем вместе воспитательное пространство, безопасное и доступное для всех участников. Это коллективная социально значимая и общественно-полезная деятельность детей и взрослых, объединённых единством цели и ценностей. Это то место, где с детьми воспитываются и взрослые.

Для системной организации основной нашей деятельности в соответствии с законом о «Движении» нам необходимо рассмотреть и принять программу воспитательной деятельности «Движения». Программа, над которой мы работали в течение года, ориентирована на практику, адресована детям и взрослым, родителям и наставникам. Действие распространяется на внеучебное, свободное время, вне образовательного процесса, в том числе за рамками образовательных организаций. Это ясные и простые формулы воспитания гражданина и патриота, которые основаны на традиционных российских духовно-нравственных ценностях, коллективной общественно значимой деятельности детей и взрослых и детском самоуправлении.

Программа – результат коллективной работы «Движения первых», Министерства просвещения, Министерства науки и высшего образования, Федерального агентства по делам молодёжи совместно с Российским обществом «Знание», АНО «Россия – страна возможностей», Российской академией образования и ведущих учёных в сфере воспитания и детского «Движения».

Это основной документ, на который будут ориентироваться первичные, местные, региональные отделения «Движения», педагоги, наставники при организации социально значимой и общественно полезной деятельности детей.

В программу заложены следующие основания: соавторство (мы делаем только вместе, а не вместо), преемственность поколений, практическая польза, воспитание в коллективе (не «я», а «мы вместе»), пространство равных возможностей и, конечно, воспитание на личном примере.

В «Движении первых», как Вы сказали, Владимир Владимирович, уже около 4 миллионов человек. Всё, что мы делаем, Владимир Владимирович, делаем вместе с ребятами, а не вместо. Поэтому сегодня хотелось, чтобы именно ребята рассказали о том, что делают и что мы предлагаем заложить в программу воспитательной деятельности.

Если Вы позволите, я буду передавать слово.

Сегодня на заседании наблюдательного совета присутствует активист «Движения», она в «Движении» с самого начала, сегодня возглавляет совет местного отделения Высокогорского района Республики Татарстан, Зухра Зуфарова.

З.Зуфарова: Здравствуйте!

Меня зовут Зуфарова Зухра, я приехала из Республики Татарстан. Мой путь в «Движении» начался с регионального форума «Алга! Поехали!», на котором мы познакомились с «Движением» и активистами.

Самое важное, что дало мне «Движение», – это возможность быть автором того, что оно делает. У нас в республике проходит посвящение в «Движение первых», нам вручают браслетик и значок с символом «Движения». Но, к сожалению, браслетик потрепался. И тогда мы с командой из четырёх человек предложили поменять браслеты, а нашу идею не только подержали, но и разрешили самим придумать дизайн. И сейчас вся республика посвящается нашими браслетиками.

Также немаловажно – это возможность работать со взрослыми на равных. Они относятся к тебе не как к активисту, а как к коллеге.

Я председатель местного отделения «Движения первых» Высокогорского района. У нас большая команда, но, к сожалению, нет своего дома «Движения». И когда мы после разговора с главой района договорились, что у нас появится свой дом, он разрешил нам самим придумать дизайн нашего пространства таким, каким мы видим наш дом. И сейчас наша команда усердно трудится над этим.

Конечно, в «Движении» я никак не могла обойти направление «Спорт». Я бегаю марафоны, благотворительные марафоны на спасение лесов Сибири, детских домов и приютов. И совсем недавно у нас прошли фиджитал-турниры «Игры первых», на которых мне представилась возможность быть руководителем детской дирекции. И сейчас мы развиваем фиджитал, собираем свою Лигу первых.

Я научилась отвечать за свои слова и поступки. И очень хочу, чтобы у всех активистов была такая же возможность – быть автором того, что делает наше «Движение».

В.Путин: Так и будем делать. Знаете, у Вас, я чувствую, заготовлен список. Можно мы обратимся к тем, кто здесь, в зале, находится, и к тем, кто у нас на связи. Я бы хотел спросить, как на практике внедряется в жизнь всё то, что делает «Движение первых»? И само «Движение», как оно внедряется в практическую жизнь, скажем, на уровне школы?

Герасимова Дарья Андреевна у нас должна быть на связи. Она советник директора по воспитанию в Брянске, 58-я школа Брянска.

Д.Герасимова: Здравствуйте!

Меня зовут Герасимова Дарья. Я советник директора по воспитанию в школе № 58 города Брянска.

В школе я работаю уже 15 лет, преподаю иностранный язык. Благодаря Вам, Владимир Владимирович, уже третий год я не только исполняю образовательную услугу, но и занимаюсь воспитанием подрастающего поколения. Ведь с появлением должности советника в школу вернулась воспитательная работа.

В нашей школе, например, произошли большие изменения. Если раньше у нас на 1050 человек было 10–15 активистов на всю школу, то сегодня 10–15 активистов в каждом классе нашей школы, которые не только активно участвуют в школьных мероприятиях, но и являются сами инициаторами мероприятий.

Сейчас в нашей стране действительно появилось очень много возможностей, и миссия советника состоит в том, чтобы увидеть потенциал ребёнка, создать вокруг него такие условия, где бы он их смог реализовать, и пробудить свою активность, и в коллективе включиться в важные дела. Например, в нашей школе очень модно быть зожником. То есть ребята занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни. Заметив это, я стала предлагать больше таких мероприятий. И несколько месяцев назад нашу школу посетил восьмикратный чемпион мира по армлифтингу Бояров Александр, он провёл с нами урок здоровья. Мероприятие получилось огромного масштаба и надолго запомнится нам и ребятам. Но это была всё-таки моя инициатива и мой выбор гостя.

А сегодня мы взаимодействуем с самым масштабным детским общественным объединением в России – с «Движением первых», которое выводит воспитательную работу за рамки школы. Сегодня у ребят есть уникальная возможность выбирать площадки самостоятельно, выбирать людей, с которыми они хотели бы пообщаться, познакомиться с друзьями, с ребятами из разных городов.

«Движение первых» в нашей школе открылось 1 сентября. Ребята собрали совет актива, приняли решение, что мы в нашей школе, зная, что есть такое «Движение», очень хотели бы его принять. Мы собрали у нас штаб, написали заявление, и «Движение первых» дало старт в этом направлении.

Я хотела бы ещё выделить, что в «Движении первых» очень важна для нас и очень ценна непрерывность воспитательного процесса. Потому что ребята, выходя из школы, идут в другие учебные заведения, где также есть первичные отделения. В нашей школе есть яркий пример: выпускник, Левшин Александр, он, уже, будучи студентом в университете и активистом «Движения первых», создал самый масштабный волонтёрский корпус в нашем регионе. И сегодня он наставник также для наших учеников в школе, для наших волонтёров, которые тоже развернули огромную работу по плетению сетей, по написанию писем военнослужащим и сбору посылок.

Все дела, которые происходят в школе, происходят исключительно по инициативе ребят. И мы, советники, в этом их поддерживаем и тоже с удовольствием им помогаем.

Владимир Владимирович, хотелось бы сказать, что благодаря Вам этот Год педагога и наставника действительно стал настоящим. Спасибо Вам за это большое, за Вашу поддержку.

В.Путин: Спасибо.

Гордеева Анна Александровна, она у нас где-то на экране или здесь? Здесь. Пожалуйста.

А.Гордеева: Здравствуйте, Владимир Владимирович!

Меня зовут Гордеева Анна, я из Вологодской области.

Советником директора по воспитанию я работаю уже три года, мой педагогический стаж – 12 лет, а общий педагогический стаж моей семьи – 136 лет. Поэтому можно сказать, что в свою профессию я пришла по призванию.

Советник директора по воспитанию – это тот человек, который объединяет вокруг себя весь школьный коллектив: учеников, педагогов и родителей. И ведёт систематическую воспитательную работу, настоящий «навигатор» детства.

Мы воспитываем детей в коллективе. В нашем случае это объединение по интересам и увлечениям и система наставничества «ученик – ученик». Я веду программу «Медиа». У нас создан свой школьный медиацентр, в котором дети сами себя организовывают и уже прекрасно справляются даже без меня. Так, 30 ноября они проводили правовой диктант и коллективно-творческие дела в начальной школе по созданию классных гербов.

А ещё у нас есть символ нашего медиацентра – это динозаврик Кеша. От его имени мы пишем посты, он наш самый главный корреспондент.

Когда появилось «Движение первых», на самом деле появились уникальные возможности талантам моих детей выйти за пределы школы. И у них это получается. Так, например, наша активистка Ксюша вошла в «Совет первых» Вологодского муниципального округа и готовится на региональный. Дети растут, учатся и передают опыт другим детям, а я всегда рядом с ними, так же как 32 тысячи «навигаторов» детства по всей стране. Мы делаем и будем делать наших детей счастливыми.

У меня ещё есть одна очень важная миссия от моих ребят – задать Вам вопрос от Кеши, в его рубрику.

Можно?

В.Путин: Пожалуйста.

А.Гордеева: Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, какое самое доброе воспоминание из детства, связанное с семьёй.

В.Путин: С семьёй?

Это такая очень интимная вещь, я открою только начало этой истории. Мама поставила меня в угол – не помню, за что, – в течение какого-то времени ходила, грозно смотрела, спрашивала: «Ты будешь прощения просить или нет?» Чем эта история закончилась, я Вам скажу один на один. (Смех.)

Часть опущу. Закончилось тем, что она сама начала меня целовать, сама вытащила из этого угла, и этим вся история закончилась. Но то, как она это делала, – отдельный разговор.

А.Гордеева: Спасибо.

В.Путин: У меня вопрос к Анне Александровне и Дарье Андреевне.

Вопрос вот какой. Что бы вы хотели, чтобы Министерство, Правительство, руководство субъекта, города, где вы живёте, сделали, чтобы поддержать вашу работу – первая часть вопроса. Вторая – «Движение первых», как его настроить так, чтобы оно действительно органично вписывалось в школьную работу, чтобы одно другое поддерживало и толкало вперёд в нужном направлении.

Д.Герасимова: Я начну.

Несколько дней назад мы собрались здесь, мы, советники, познакомились с ребятами из «Движения первых». Вы знаете, уже буквально через несколько часов мы одна дружная семья. Можно было бы таких мероприятий [побольше], чтобы советников привлекали в «Движение», потому что мы всё-таки делаем одно дело, начиная со школы, а «Движение первых» помогает нам вне школы это делать.

По поводу того, что бы можно было ещё, не знаю. Я общаюсь с ребятами, они такие все дружные, такие все настроенные на что-то доброе, позитивное, такие все любящие свою Родину большую, малую. Не знаю, мне кажется, мероприятий просто очень много и что ещё добавить, пока нет идей.

В.Путин: Дело не в мероприятиях. В организации вашей работы, в поддержке вашей работы нужно что-то дополнительно?

Д.Герасимова: Дополнительно пока в голову, правда, ничего не идёт. Всё в таком достатке. Наши ребята действительно, участвуя в проектах, ездят по разным городам, посещают разные мероприятия. В школе организовано всё тоже достаточно системно.

В.Путин: Хорошо. Спасибо.

А.Гордеева: Да, я соглашусь с Дарьей. У нас в школе есть центр детских инициатив. У нас сейчас появился современный медиацентр, в котором детям очень нравится заниматься.

Из того, что можно было бы добавить. Наверное, времени нам всем, чтобы хватало на всё.

А так, у нас очень замечательное взаимоотношение с «Движением первых», с местным отделением, поэтому у нас всё складывается хорошо.

В.Путин: Отлично.

Вы меня сейчас спросили про мои семейные воспоминания. Это было очень давно, мне было, наверное, года три-четыре, примерно так, но вот запомнилось это, представляете.

Но мы говорим о том, чтобы семьи включались в совместную нашу работу, я во вступительном слове об этом сказал. Поэтому хотел бы у Екатерины Фатеховны Рыкун спросить, как она видит организацию того, что мы делаем? У Вас сын тоже принимает участие, да? Пожалуйста.

Е.Рыкун: Добрый день!

Рада Вас приветствовать в нашем небольшом, но очень уютном городе Пятигорске. Для меня, как и, наверное, для большинства родителей, самое главное в жизни – это дети. У меня их трое, и все очень активны в разных сферах, плюс каждый занимается общественной деятельностью. Вследствие этого, так как я всегда разделяла их интересы, со временем я тоже оказалась вовлечена в такую активную деятельность. Сейчас я являюсь представителем родительского сообщества в совете регионального отделения «Движения первых» Ставропольского края.

Хочу сказать, что у нас в совете также есть и представители от совета отцов. Для нас очень важно, что мы, родители, можем не просто наблюдать за работой «Движения», а участвовать в нём, вносить предложения в «Движение». В течение года мы изучали и обсуждали программу. Очень понравилось, что в программе отражено то, что сохраняются важные традиции, направленные на усиление ценностей этого «Движения». Также то, что в программе отражена и преемственность. Потому что, изучая направления в «Движении», я невольно провела параллели со своим пионерским далёким детством и поняла: то, что когда-то хорошего было в пионерской организации, сейчас принимает новые формы в «Движении первых». Раньше были тимуровцы, сейчас – волонтёры.

В жизни детей также появляется очень много интересных направлений, возрождаются старые. Например, пешеходный туризм. В этих маршрутах могут участвовать не только дети, но и появилась возможность принять участие семьями. Совершенно недавно с семьями активистов «Движения первых» всего Ставропольского края мы совершали восхождение на гору Бештау.

В.Путин: Да, но вы взяли только двух детей, а третий ребёнок?

Е.Рыкун: Третий был чуть-чуть постарше, уже был далеко.

В.Путин: Это мне уже рассказали.

Е.Рыкун: Да, он уже был в Москве, работает, не смог поучаствовать. Обычно, когда был чуть помладше, мы все вместе посещали все эти мероприятия. Сейчас остались пока двое только рядышком.

Хочу сказать, что такие совместные мероприятия дают возможность иначе проявить себя, а вследствие этого потом укрепляются взаимоотношения между родителями и детьми, потому что и дети видят родителей совершенно в другом образе, в других условиях. Это очень важно.

Мы также обсуждали эту тему среди множества других на Всероссийском родительском форуме, который проходил в «Орлёнке», потому что тема взаимоотношений взрослого и ребёнка важна для всех родителей независимо от региона проживания. Только своим примером мы можем воспитать в детях те качества, которые мы хотим в них видеть.

Поэтому мы стараемся взращивать положительные черты не только словом, но и своим примером показать, как вообще возможно менять мир вокруг в лучшую сторону.

Это прекрасно, что стали проводиться слёты, форумы семейные, такие как «Родные и любимые», – в Москве буквально неделю назад прошёл форум и собрал множество семей с разных уголков России.

Дети – это будущее. Только вместе, объединившись, сплотившись, мы можем воспитать достойное будущее страны.

Мы очень рады, что следующий год объявлен Годом семьи. Наверное, от всего родительского сообщества я хочу поблагодарить за то, что столько внимания уделяется этой теме, потому что семья и дружба – это два великих сокровища любого человека.

Было бы замечательно, если бы следующий год, Год семьи, возможно было бы начать всероссийским семейным фестивалем, на котором, я уверена, будет царить атмосфера дружбы, единения. Это было бы замечательно.

В.Путин: Это совершенно неожиданно для нас. Когда объявили о том, что у нас будут семейные конкурсы, стартовала эта тема очень бурно, очень много желающих и участников. Лёша [Рыкун] мне уже рассказал, что ходили в горы, в поход. Кстати, дал очень хорошую характеристику физическим возможностям и мамы, и сестры. Так что у вас, чувствуется, всё в порядке.

А само «Движение первых», – Вы всё-таки, так я понимаю, член регионального совета, Вы активное участие принимаете в этой работе, – что бы Вы ещё добавили либо как-то настроили эту работу?

Е.Рыкун: Честно говоря, сейчас не придёт ничего в голову, потому что настолько всё гармонично пока на данный момент развивается, очень много уделяется вопросам и воспитания, вопросам того, что дети именно могут самостоятельно проявлять свою инициативу, самостоятельно принимать какие-то решения, а мы, взрослые, просто в качестве какой-то поддержки, опоры, совета можем что-то посоветовать. То есть на данный момент пока ещё гармонично. Возможно, дальше уже, когда в процессе работы будут возникать какие-то вопросы, которые захочется исправить или добавить…

Г.Гуров: Владимир Владимирович, мы не станем бюрократами, нет.

В.Путин: Я надеюсь, ведь чего ни начни, чего ни делай, в конце концов получается автомат Калашникова. Так же и здесь – какое бы мероприятие ни начали, всё равно это потом обрастает бюрократией. Но если вы понимаете эту угрозу и уже думаете об этом, чтобы не стать бюрократом, – это здорово. Надеюсь, что это произойдёт как можно позже. А к этому времени мы ещё что-нибудь придумаем, какой-нибудь новый формат, новую идею.

Я бы знаете что хотел? Сергея Сергеевича Кравцова спросить, как Министерство оценивает то, что происходит, и что, Министерство считает, надо бы сделать в совместной работе.

С.Кравцов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Сегодняшнюю программу воспитания, которая рассматривается на Наблюдательном совете, мы обсуждали с учителями и с педагогами. Она всецело поддержана и является очень важным элементом, будет являться вообще составной частью воспитательной работы, о чем только что сейчас говорили.

У нас утвержден единый план, единый календарь воспитательной работы. Мы в регионы направили материалы «Наши герои», о выдающихся людях, которые внесли особый вклад в развитие государства, в том числе о героях СВО. Сейчас материалы используются также и в работе «Движения первых». Мы направили рекомендации по оформлению школьных пространств, потому что зачастую заходишь в школу, голые стены, а можно их интересно представить, чтобы они несли воспитательную компоненту. И сами ребята занимаются в создании различных экспозиций в школе.

Второй год реализуется проект «Разговоры о важном». Одно из занятий как раз было посвящено «Движению первых», где мы рассказывали о тех возможностях, которые Движение дает школьникам, родителям, возможность самореализоваться и предложить свои проекты, которые потом взрослые могут реализовать.

Также, уважаемый Владимир Владимирович, у нас прошли «Разговоры о важном», говорили о воспитании, на тему «Что такое Родина», «Новогодние семейные традиции разных народов России», «День российской науки», «Крым: путь домой», «Россия – здоровая держава».

И конечно, мощный кадровый ресурс сегодня (и Дарья Андреевна, Анна Александровна сказали) – советники директора по воспитанию. Хотел бы отдельно поблагодарить Вас за поддержку советников.

С этого учебного года советники введены не только в школах, но и в колледжах, это тоже очень важно. Зачастую приходят трудные подростки, но они хотят получить рабочую специальность. Когда их вовлекают в позитивную повестку, развивают такие активные молодые педагоги, как Дарья Андреевна и Анна Александровна, это, конечно, очень важно.

Хочу сказать, что все советники прошли обучение в «Артеке», где сохранились методики еще с советского времени, чтобы ребятам было интересно, чтобы это было неформально, чтобы ребята вовлекались в позитивную повестку.

В части предложения, уважаемый Владимир Владимирович, хочу сказать, что у нас с Российским движением детей и молодежи есть проект, очень важный, на мой взгляд. Это проект «Орлята России» для начальных классов.

Мы разработали и специальную программу, где есть направления для работы с ребятами: «Лидер», «Эрудит», «Спортсмен», «Мастер», «Доброволец»; материалы для повышения квалификации и подготовки учителей по работе с младшеклассниками, материалы по организации детского отдыха.

Очень важно, что в проекте «Орлята России» ребята принимают участие всем классом. Их сопровождает и учитель начальных классов, и советник по воспитанию, и старшеклассник-наставник. Уже с начальной школы мы видим, как формируются настоящие команды в хорошем смысле заряженных, инициативных, увлекающихся школьников.

На сегодняшний день этому проекту три года, 100 тысяч школьных команд, а это более 2,5 миллиона детей из всех регионов.

Мы предлагаем, уважаемый Владимир Владимирович, масштабировать этот проект и на дошкольный возраст. Эксперты, методисты и ученые говорят, что эти мероприятия по типу «Орлят» нужно реализовывать в детских садах. Вы помните, и Никита Сергеевич Михалков говорит, что воспитание, он абсолютно прав, начинается фактически с того момента, как ребенок перешел в детский сад, а может быть, даже и раньше. Наша задача на ближайшую перспективу – выстроить работу с дошкольниками.

Второе предложение. Уважаемый Владимир Владимирович, я сейчас нахожусь на международной выставке «Россия». Большое внимание и ребят, и родителей эта выставка привлекает. Она демонстрирует те широчайшие горизонты, которые сегодня открывает наша страна для каждого: учеба, карьера, познание мира, реализация себя.

В целом выставка «Россия» – это сильный, просто грандиозный, уникальный проект. Уверен, что Вы вчера в этом тоже убедились. Можно оценить все разнообразие самобытных регионов, народных обычаев, природных красот и богатств нашей страны, увидеть наши достижения по отраслям экономики, в искусстве, спорте, образовании, испытать гордость за наше Отечество.

Мы сейчас организуем здесь и уроки, есть возможность посещения групповых экскурсий. Но между тем, мы понимаем, насколько большая наша страна, и понятно, что, к сожалению, не все школьники могут посетить выставку, хотя мы делаем все для того, чтобы как можно больше школьников ее посетили.

С этого учебного года мы по Вашему поручению организовали профориентацию, и каждый четверг проходят уроки «Россия – мои горизонты» для учащихся 6–11 классов. Участвуют более 8 миллионов школьников. Так вот, мы предлагаем вместе с Российским движением детей и молодежи, Обществом «Знание» на этих профориентационных уроках рассказывать про выставку и проводить такие репортажи из павильонов, чтобы каждый школьник мог увидеть те или иные достижения и поучаствовать тоже в выставке. Есть такое предложение, просим его поддержать.

Спасибо.

В.Путин: Хорошо. Спасибо большое.

Вы правы, безусловно, воспитание начинается даже не только в детском саду, даже раньше – наверное, при рождении ребенка уже начинается воспитание, он чувствует, как к нему относятся близкие.

Александра спросила у меня про детские воспоминания. Это же неожиданный вопрос для меня, да? Первое, что пришло в голову, – мама поставила в угол, ходила, ходила, спрашивала: «Будешь прощения просить, не будешь?» Потом взяла на руки, начала нацеловывать в разные места. Понимаете? Эта материнская любовь, я думаю, в каждом из нас подсознательно сопровождает нас всю жизнь. Это и есть воспитание. Не случайно мы следующий год объявили Годом семьи, этот – Годом наставника. Это важно, и мне очень приятно, что Вы об этом сказали, отметили. Это важно.

Григорий Александрович, я Вам опять бразды правления возвращаю.

Г.Гуров: Спасибо большое, Владимир Владимирович.

У нас два партнера, которые организовывают нашу работу. Мы развиваем Движение за пределами школы совместно с Федеральным агентством по делам молодежи. Я хотел бы попросить Ксению Денисовну Разуваеву тоже выступить.

К.Разуваева: Спасибо большое.

Владимир Владимирович! Уважаемые члены Наблюдательного совета! Всем добрый день!

Я хочу сказать, что все, что мы делаем в Движении – мне кажется, это очень важно, – мы делаем с позиции детей, отвечая на вопрос, что для них действительно важно, нужно и, самое главное, полезно.

Владимир Владимирович, Вы сегодня говорили о том, что воспитание возможно только на личных примерах. Детям действительно этот пример очень нужен. Именно поэтому сегодня мы развиваем очень большую сеть патриотических клубов и центров патриотического воспитания в регионах нашей страны. Их уже более 35 тысяч, и сегодня в них работают наставники, которые личным примером показывают, что значит выбрать своим делом жизни служение Отечеству. Среди них, в том числе, и герои специальной военной операции.

Здесь я хочу привести, наверное, совершенно потрясающий пример. Буквально вчера на премии «Мы вместе» в номинации «Наставник года» вручили премию Руслану Захарову, он действующий боец СВО в составе батальона «Спарта», сам спортивный тренер. Получил ранение, к сожалению, потерял ногу, но вернулся к боевым товарищам, а в отпуске он продолжает работать с детьми, поддерживать их и выступать для них наставником.

Таких примеров на самом деле очень много. Мы ровно поэтому сегодня вместе с Движением ведем проект, который называется «Твой герой», который помогает обучать и вовлекать в патриотическую работу таких парней, которые прошли сегодня специальную военную операцию и обладают совершенно уникальным опытом и являются примером мужества. «Зарница 2.0» – Вам, Владимир Владимирович, сегодня о ней рассказывали во время выставки – такое восприятие детей этого нового формата тоже происходит благодаря тому, что там они соприкасаются с реальными героями, с реальными боевыми командирами. Это дает совершенно другой эффект.

В этой связи, раз сегодня спрашивают о предложениях, я хотела бы тоже внести предложение, чтобы мы вместе с Движением и с центрами «Воин» и на самом деле со многими другими большими патриотическими организациями в нашей стране запустили специальный конкурс для наставников, который позволил бы опять-таки выявить и привлечь самых лучших специалистов в сферу патриотического воспитания. Если Вы поддержите, мы бы с удовольствием проработали и такой конкурс организовали.

Второе, если позволите, о чем хотелось бы сказать. Дети хотят делать мир лучше, и для нас, в свою очередь, важно, чтобы действительно с детских лет дети воспитывались на наших традиционных ценностях, в основе которых милосердие и взаимопомощь. Вы сегодня говорили, что желания мало, нужно еще и умение. Как раз наша задача, в том числе вне школ, создавать среду, для того чтобы они могли это делать. Именно поэтому мы сегодня на базе наших волонтерских центров, которые развернуты по всей стране, создаем первичные отделения детского Движения, и ребята сохраняют экологию, благоустраивают памятники, помогают детям помладше, часто – детям, которые имеют какие-то особенности развития, это тоже очень важно, и, конечно же, включаются в том числе в поддержку наших бойцов, в работу штабов «Мы вместе». Сегодня дети являются действительно таким двигателем вообще волонтерского движения в нашей стране.

Третье, что позволю себе сказать. Для нас крайне важно формировать с детства у детей чувство сопричастности и любви к Родине, к нашей стране, причем к малой родине и к большой родине. Для этого дети должны страну знать, и у детей есть огромный запрос и потребность в этих знаниях. На самом деле лучший способ их получать – это путешествия, когда ребята не с экранов телевизоров, а воочию могут увидеть масштаб нашей страны, достижения, людей, которые живут в нашей стране. Именно поэтому мы в соответствии с Вашим поручением сегодня в рамках программы «Больше, чем путешествие» возим ребят в разные уголки нашей страны.

Еще могу отметить здесь совершенно уникальный проект, который мы делаем с «Российскими железными дорогами», когда самые активные участники Движения отправляются в путешествие из Санкт-Петербурга до Владивостока через всю страну с остановками в каждом городе. Это действительно незабываемые для ребят впечатления и на самом деле мечта, наверное, не только для любого ребенка в нашей стране, но и для взрослого. Здорово, что сегодня у наших детей такие возможности есть.

Ну и, конечно же, чтобы участники Движения лучше знали свою малую родину, мы развиваем походный туризм, пеший туризм. Сегодня тоже это вспоминали уже. Это действительно то, что каждый из нас помнит из детства.

Главная, наверное, ценность и вообще основа воспитания – это семья. Мы тоже сегодня об этом говорили. Именно поэтому мы и стали вовлекать родителей и целые семьи в нашу работу. У нас есть семейное сообщество «Родные-Любимые». Оно сегодня объединяет более 200 тысяч семей по всей стране. Это семьи, в которых родители действительно поддерживают своих детей, готовы реализовываться вместе с ними, развиваться, участвуют в наших конкурсах, сопровождают детей, делают с ними вместе проекты. И на такой запрос – на общение родителей и детей, на сближение поколений, на такое совместное сотворчество мы тоже этой работой отвечаем.

И в этой связи в завершение, Владимир Владимирович, позволю себе внести еще одно предложение. Мы сегодня принимаем программу воспитательной работы Движения. И, собственно, в соответствии с ней далее должны будут быть разработаны программы иной деятельности Движения по самым приоритетным направлениям. И кажется, не преувеличим, если скажем, что сегодня, наверное, один из главных приоритетов – это как раз патриотическая работа. И на самом деле все, о чем я сейчас говорила и что говорилось ранее, это, по сути, разные элементы патриотического воспитания.

Поэтому предложили бы создать программу патриотического воспитания участников Движения, которая бы все эти элементы объединила. И если Вы поддержите, мы эту работу начнем вместе с Движением, с Министерством просвещения, с другими ведомствами и организациями. Нам кажется, что это будет очень полезно. Просим Вас поддержать.

Спасибо большое.

В.Путин: Спасибо за Ваши идеи, за предложения.

Извините, у нас на связи должна быть Казакова Ольга Михайловна из Государственной Думы. Мне было бы интересно, как она, как ее коллеги смотрят на то, что происходит, и то, что инициируется, и как Госдума могла бы подержать это «Движение».

О.Казакова: Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые коллеги!

Я хочу сказать, Владимир Владимирович, что когда обсуждался этот законопроект о создании «Движения первых» в Государственной Думе, мне кажется, это было самое теплое обсуждение и такая степень заинтересованности, потому что было много личных воспоминаний, было много проекции на сегодняшних детей, на работу с нашими малышами, с нашими школьниками. Поэтому, конечно, в Государственной Думе поддерживают все направления, которые сегодня предлагает Росмолодежь, «Движение первых» и Министерство просвещения.

Мы в законопроектах эти предложения отражаем и, более того, при принятии бюджета, конечно же, все очень дружно голосуем за те направления, которые как раз связаны с воспитанием детей, потому что для нас в Государственной Думе действительно это сейчас приоритетная тема. Мы все видим очень мощный общественный запрос на вопросы воспитания. И это очень близкая, родная тема для всех. А самое, мне кажется, ценное, Владимир Владимирович, что появляются инициативы от самих ребят. Это огромная возможность им самим проявиться. Они чувствуют себя взрослыми, они чувствуют себя создателями. Через это «Движение» они делают очень многое и видят результат своей работы – видят обратную связь, благодарность пожилых людей, которым они помогают.

Акция, которую проводили, «Письмо солдату», она невероятная, уже даже первоклашки пишут такие письма к Новому году.

Владимир Владимирович, мы поддерживаем развитие этого «Движения», мы его вообще очень-очень ждали. Еще раз хочу сказать, что все, что от нас нужно, мы все выполним, и, как в нашем детстве было: «Всегда готов».

Спасибо Вам огромное.

В.Путин: Спасибо.

Хотел бы предоставить слово Глебовой Любови Николаевне, Совет Федерации.

Пожалуйста.

Л.Глебова: Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые коллеги!

Я являюсь председателем научно-методического совета «Движения первых». Научно-методический совет в течение года обеспечивал разработку этой программы и по итогам формировал экспертизу на эту программу.

Программа воспитательной работы в первую очередь, конечно же, – основной концептуальный документ «Движения». Он определяет те стратегические линии, которые консолидируют воспитательный потенциал «Движения» и других его социальных партнеров.

Конечно же, в первую очередь программа адресована членам «Движения» – и взрослым, и детям, но она является ориентиром для всех тех, кто занимается вопросами воспитания в нашей стране.

В программе очень четко сформулированы цели, которые отражают установки государственной политики в области воспитания детей и молодежи, сформулирована ценностная основа воспитания, которая базируется на традиционных российских духовных и нравственных ценностях, описаны содержание и механизмы реализации этой программы.

Также сформировано все представление о кадровых ресурсах и об ожидаемых результатах этой работы.

Программа была создана усилиями ученых, педагогов, практиков. Сразу вспомнилось представление, что воспитание – это не только педагогическая категория. В этой работе участвовали практики воспитательной работы, представители сферы молодежной политики, семейной политики, туризма, культуры. В основном это все были те люди, которые заняты практической деятельностью в этом вопросе.

Далее проходило широкое общественно-профессиональное обсуждение, оно проходило в регионах, в Госдуме, в Совете Федерации, в Общественной палате, Российская академия образования внесла в это большой вклад. И все это обеспечило опору на преемственность традиций отечественной педагогической науки, развитие традиций детских организаций в России, на учет тех опытов и ошибок, которые были в развитии детского «Движения», и конечно же, и может быть, в самую первую очередь – на современную практику российской воспитательной деятельности.

Программа дает возможность каждому члену «Движения» – как взрослому, так и ребенку – найти сферу своей деятельности, которая ему интересна, которая позволяет реализовывать себя. Главное, необходимо отметить, что именно в «Движении первых» эта деятельность является социально значимой, она является разнообразной, интересной, полезной, коллективной и главное – формирующей ответственность за общий результат. А еще деятельность должна быть творческой, потому что лозунгом в коммунарской методике, которая лежит в основе всех коллективных творческих дел, является: «Всё творчески. Иначе зачем?»

Именно такой тип деятельности создает условия для объединения взрослых и детей, несмотря на то, что это люди разных возрастов, разных социальных групп, разных физических возможностей. Вот такое партнерство детей и взрослых, которое описано в программе, является тем, что делает ее уникальной по сравнению с другими программами воспитательной работы, потому что во всех других программах описываются, как правила, действия взрослых в отношении детей. И только в программе нашей организации это взаимодействие определяется как партнерское.

И особо следует отметить, конечно же, то, что в программе заложены идеи воспитательного пространства, в котором как раз пересекаются педагогически организованная социальная среда и те, собственно, воспитательные события, которые создаются этими совместными усилиями детей и взрослых. И здесь как раз возникает то соавторство, о котором сегодня говорили во всех тех практических опытах, которые уже существуют в этой стране.

Программа – это, разумеется, не то, что воспитывает само по себе. Конечно же, личность воспитывает другую личность. Но именно программа позволит находящимся рядом взрослым и детям сделать их интересными друг для друга.

Также программа дает возможности всем организациям, которые участвуют в этой работе, стать привлекательнее для ребенка. Учителю и педагогу-организатору использовать богатое содержание и разнообразие механизмов действия для учета в своей рабочей программе воспитания. Родителям важно, что программа обеспечивает занятость детей в интересных и полезных делах, а при желании родители тоже могут к этому присоединиться. Для всех органов власти, которые призваны создавать условия для функционирования и развития организации, формируется понимание того, как может происходить эффективное воспитание подрастающего поколения на данном современном этапе. Партнеры «Движения» – это и бизнес-структуры, и общественные организации, и средства массовой информации – из программы получают ориентиры, про что и как можно взаимодействовать с организацией.

Таким образом, в программе отражено системное взаимодействие всех субъектов воспитательной работы, и в целом программа представляет собой завершенный документ, который Научно-методический совет «Движения первых» рекомендует к утверждению.

В.Путин: Спасибо.

Г.Гуров: Владимир Владимирович, мы можем тогда утвердить программу, мы ее обсудили.

В.Путин: Я все-таки должен спросить Татьяну Алексеевну Голикову. Татьяна Алексеевна, пожалуйста.

Т.Голикова: Добрый вечер, Владимир Владимирович!

Добрый вечер, дорогие друзья!

Я хочу начать с того, чтобы поздравить сегодня всех с Днем добровольца. Сегодня все-таки мы этот день отмечаем, и это замечательный день. Это день неравнодушных людей, людей, которые переживают за ближних, за свою страну и стремятся сделать ее лучше. Поэтому еще раз хочу всех поблагодарить за ту большую работу и Вас поблагодарить, Владимир Владимирович, за то, что Вы эту работу возглавляете и даете нам возможность развиваться по тем направлениям, которые сегодня есть в нашей стране и которые являются нашими абсолютными приоритетами.

Если возвращаться к «Движению первых» и к той программе, которую мы сегодня в качестве основного вопроса рассматриваем. Да, она подготовлена сообществом, педагогическим сообществом, людьми, которые крайне заинтересованы в этом. Она, безусловно, не вызывает вопросов, и, наверное, ее нужно принять.

Мне кажется, то, что сегодня совсем не прозвучало, – это отношение ребят к этой программе. Сами-то ребята как к ней относятся, как они воспринимают те основные задачи, те принципы и те направления, которые заложены.

Да, руководитель «Движения» сказал, что мы это с ребятами обсуждали, но ведь очень важно, как уже в практическом применении это будет работать. Ребята будут жить в рамках этой программы воспитания или у них есть какие-то собственные представления о том, как «Движение» должно развиваться и что должно происходить.

Мне кажется, что очень важно, чтобы в течение периода, во всяком случае до следующего Наблюдательного совета, одобрив эту программу, попросить ребят, чтобы они в следующий раз нам рассказали, а правильно ли сформулированы эти самые принципы и правильно ли мы поставили основные задачи, основные направления воспитания.

Потому что главное у «Движения» здесь, на мой взгляд, – это раскрытие потенциала детей и молодежи и, по сути, их подготовка к взрослой жизни, к правильности поступков, которые они будут совершать, и решениям, которые они будут принимать.

Здесь, мне кажется, очень важное значение имеет то, что Вы сказали в начале, – роль наставника. «Движение» в некотором смысле выступает в качестве наставника для тех молодых ребят, которые есть в этом «Движении», которые принимают решение в него вступить. Здесь, мне кажется, это синергия, которая могла бы дать свой результат во взаимодействии, поскольку следующий год будет полноценным годом, когда «Движение» заработает. И очень важно, чтобы в этот период, период уже непосредственной работы, а не становления, мы оценили правильность наших первых шагов.

Поэтому мы считаем, что программу надо одобрить, но все-таки предложить на следующем Наблюдательном совете заслушать мнение ребят, насколько она соответствует их восприятию того «Движения», в которое они вступили.

Еще, Владимир Владимирович, хотела Вас тоже поблагодарить за Год семьи. Мы сейчас формируем соответствующий план работы. Екатерина здесь говорила относительно форума, которым можно было бы открыть Год семьи в следующем году. Мы с удовольствием это сделаем, мы так и хотели – открыть Год семьи каким-то большим событием, безусловно, с Вашим участием, и хотим Вас пригласить. А мы постараемся, со своей стороны, сделать его запоминающимся и для страны, и для семей, которые в этом форуме будут принимать участие, поскольку это ценностно и очень важно для того, чтобы поддерживать и развивать традиционные духовно-нравственные ценности России и передавать их из поколения в поколение.

Поэтому с удовольствием такой форум проведем. И предлагаем ребятам из «Движения первых», и их семьям представить свои предложения, как бы они тоже это видели.

Спасибо.

В.Путин: Согласен полностью, тут принимается, пожалуйста.

Г.Гуров: Владимир Владимирович, тогда членам Наблюдательного совета нужно проголосовать, кто за принятие Программы.

В.Путин: Все «за».

Г.Гуров: Мы тоже «за». Кто против? Воздержались?

Спасибо большое.

В.Путин: Спасибо Вам.

Г.Гуров: Владимир Владимирович, Татьяна Алексеевна [Голикова] сейчас сказала про наставников – в «Движении» действительно есть наставники, которыми мы особо гордимся. В зале сегодня присутствует Никита Кудинов. Это наш сотрудник, член нашей большой команды, участник специальной военной операции.

Н.Кудинов: Здравствуйте, Владимир Владимирович!

Меня зовут Кудинов Никита Сергеевич. Я всю свою жизнь занимался развитием детского «Движения».

До того, как отправиться выполнять свой гражданский долг на передовую, в зону специальной военной операции, я работал в команде флагманского проекта «Движения первых» «Большая перемена».

По состоянию здоровья я не смог вернуться к своим боевым товарищам, но я твердо решил, что буду заниматься тем, чем занимался на протяжении всей своей профессиональной деятельности. И вот я снова в команде «Движения первых».

Хочется сказать, что, когда я был на передовой, я получал просто колоссальную поддержку от участников, от ребят. Присылали гуманитарную помощь, сгущенку, консервы, блиндажные свечи, шили одежду, плели маскировочные сети. Но одно из самых ценных, что было во всех этих коробках, – это послания от ребят. Наверное, сложно представить картину, когда такие суровые мужчины, защитники нашей Родины, сидя где-то в блиндаже, около печки, перечитывают эти письма. Но, поверьте, так было на самом деле. И я хочу сказать огромное спасибо ребятам за эту поддержку.

Вернувшись, я стал наставником для участников «Движения первых». Мы встречаемся с вожатыми, говорим про традиции наставничества.

Я езжу по разным регионам, встречаюсь с ребятами, мы проговариваем то, как правильно реализовывать свой потенциал, куда направить свои амбиции, какие инструменты использовать при этом, определяем некие точки роста. Естественно, говорим про общечеловеческие ценности, в том числе про то, как сегодня важна поддержка для наших бойцов и как для них действительно дорого каждое слово, сказанное от сердца ребенка.

Владимир Владимирович, мой долг сегодня, как и всегда, – быть с Россией и поделиться тем опытом с ребятами, который я приобрел и которым я по-настоящему горжусь. Я служил своей стране на передовой, я буду служить там, куда пошлет меня Родина, сегодня я служу России на благо нашего будущего поколения.

В.Путин: Вы знаете, Вы рисковали своей жизнью, своим здоровьем на благо России, в ее интересах, защищая ее людей. Это очень ответственная миссия, уникальная по своему характеру. То, что Вы делаете сейчас, имеет огромное значение для будущего страны. Это очень хорошо, что такие люди, как Вы, находите себя в этом, потому что, только передавая от сердца к сердцу свой жизненный, реальный – это серьезный жизненный опыт, – можно добиваться максимального результата.

Я хочу Вам пожелать успехов, Вам спасибо большое.

Н.Кудинов: Спасибо.

В.Путин: Спасибо.

Г.Гуров: Владимир Владимирович, у нас много ребят, которые участвуют в проектах, которые реализуют [в «Движении»]. Мы уже говорили, когда показывали [выставку], что для нас самое главное в проектах – польза «Движения», получение навыков «Движения». О своем опыте в участии в новой, обновленной «Зарнице», думаю, может рассказать Варя Егорова.

В.Егорова: Здравствуйте!

Я Егорова Варвара. Я ученица 9-го кадетского класса. Именно с него у меня все и началось. Благодаря ему я попала во множество молодежных организаций, таких как «Юнармия» и, соответственно, «Движение первых». В «Движении первых» мне больше всего понравилось участвовать как раз в «Зарнице 2.0». Это – высокотехнологичная версия всем нам известной «Зарницы», в которую играли и наши бабушки, и наши родители.

И мне очень понравилось как само обучение, так и сами соревнования, поскольку обучение дало очень много полезных навыков, которые впоследствии мне, скажем так, к сожалению, пришлось применить на практике. Почему к сожалению? Потому что мне пришлось оказывать помощь моему другу, медицинскую помощь. Так получилось, что мы пошли в поход, и он там довольно-таки сильно поранился – неаккуратное обращение с ножом. У нас не было ничего под рукой: у нас не было ни жгутов, ни бинтов, ни чего-либо, чем можно было бы хорошо перемотать рану. Но я не растерялась за счет полученных навыков. Я сняла бандану с себя и перетянула ему на руке так, чтобы остановилась кровь. Если бы у меня не было этих полученных навыков, то мы бы явно растерялись, и история могла бы закончиться плачевно.

Также я еще хочу рассказать историю, тоже связанную с медицинской подготовкой. Я гуляла по торговому центру и заметила, что лежит на полу мужчина, которому явно стало плохо, и вокруг него столпилось большое количество людей. Я не могла в этой ситуации просто пройти, проигнорировав. Я знала, как оказывать помощь. Я оценила ситуацию, я поняла, что всё делают правильно, я прокрутила в своей голове алгоритм необходимых действий, и только после этого, убедившись, что человеку помогут, я смогла пойти дальше.

Я очень хочу выделить то, что, казалось бы, какая-то игра дает очень много полезных навыков. Также я могу сказать, что она не только дает навыки, но и какое-то стремление в жизни. То есть, например, мне очень понравилось управлять дронами. И теперь я хочу вот эту идею внести в свой лагерь, в который я езжу год за годом.

Также я хочу сказать, что «Зарница» привила мне еще и мечту в жизни. Я очень хотела бы открыть курс молодого бойца в своей школе, поскольку он дает человеку ту самую часть патриотизма, про которую говорили ранее, также и навыки. И просто дисциплинирует как ум, так и тело. Поэтому я считаю это очень важным.

Очень бы хотела, чтобы «Зарница» была для всех возрастов, для всех городов, для всех ребят, чтобы каждый мог себя в этом попробовать, поскольку это может дать как и какую-то звездочку в будущем, так и просто помощь в обучении. Поэтому очень бы хотелось, чтобы ее не забросили, а продолжали развивать раз за разом.

Спасибо большое.

В.Путин: Тебе успехов.

А что касается того, чтобы «Зарница» проводилась во всех наших регионах, во всех городах, – у нас на связи немало руководителей регионов Российской Федерации. Кто из коллег хотел бы высказаться на эту тему?

Г.Гуров: Дмитрий Артюхов, один из глав регионов.

Д.Артюхов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Про содержательную работу уже многое было сказано.

Я бы с чего хотел начать? Конечно, на нас, регионах, сейчас большая ответственность по созданию необходимой инфраструктуры. Мы у себя на Ямале приняли решение, что отделения «Движения» должны заработать в каждой школе. Сегодня уже это решение выполнено, и у ребят появился второй дом. Это совсем небольшие вложения. Немножко другой внешний вид, притягательность – и, соответственно, там первичное отделение получает место для разворачивания своей активной деятельности.

Из опыта, что заходит детям, как говорится, больше всего – конечно, это путешествия. Об этом сегодня тоже много говорилось, это и поисковые «Движения», и в целом поездки по нашей стране. Это, конечно, находит самый большой отклик.

Владимир Владимирович, мы недавно отправляли наших ребят – участников «Движения» на выставку на ВДНХ. К ним добавились также дети из ставшей нам уже родной Волновахи, нашей подшефной территории. И конечно, самые теплые отзывы у ребят, знакомились и с выставкой, и в целом со столицей. Это то, что дает действительно очень хороший результат.

Для активистов тоже проводили отдельную смену в этом году в Анапе. Конечно, когда ребята находят себя по интересам, находят новых друзей, это дает очень хороший результат.

Поэтому методологическая работа, которая уже сегодня у нас защищена как программа воспитательной работы, уверен, только будет набирать обороты. Мы в начале пути, лишь год с небольшим, как «Движение» развивается. Теперь задача всех регионов, глав муниципальных образований – чтобы базы появлялись, как можно больше и шире. А все направления – что «Зарница», что поездки, – конечно, это очень добрые дела, которые, мы видим, находят очень большой отклик у детей.

В.Путин: У нас все еще на связи Михаил Владимирович Развожаев, Севастополь.

М.Развожаев: Уважаемый Владимир Владимирович, добрый день! Уважаемые коллеги!

У нас уже открыто 82 первичных движения, более 10 тысяч участников. «Движение» очень активно развивается. Севастополь, безусловно, гордится тем, что Диана Красовская, которая предложила Вам, Владимир Владимирович, от имени молодежи создать «Движение», живет и учится в Севастополе, активно продолжает развивать «Движение». Одна из наших ярких звездочек, которая новые проекты постоянно генерирует.

У нас, конечно же, все те проекты, которые сегодня обсуждались или затрагивались так или иначе, реализуются. Наверное, самое главное, о чем коллеги говорили, что все-таки важно, что «Движение» жестко не иерархизировано и не структурировано. То есть очень много проектов, которые ребята делают сами и постоянно их развивают, привнося какие-то вещи, которые присущи разным субъектам, разным территориям, обмениваются опытом. Это, конечно, дает дополнительную энергию для развития Движения.

И второй важный момент, о котором сейчас тоже шла речь в ходе дискуссии, – это, конечно, правильный подбор наставников. Слава богу, сейчас большой интерес у разных лидеров, скажем так, молодежи, в том числе сейчас было выступление участника специальной военной операции. Ребята с большим удовольствием приходят в «Движение», чтобы передать свой опыт. Здесь, конечно, важны интересные и разные наставники, которые могут разный опыт ребятам передать.

Я в своем регионе как председатель Наблюдательного совета очень много внимания уделяю, чтобы именно люди очень правильные приходили в «Движение» и могли дать свой уникальный опыт для ребят и тем самым замотивировать их на новые свершения.

И конечно, сделаем все возможное, чтобы как можно больше участников Движения из Севастополя приехало на выставку «Россия», потому что это уникальное событие. Кто уже был из ребят, возвращаются с совершенно горящими глазами и с желанием дальше работать.

Спасибо, Владимир Владимирович.

В.Путин: Спасибо большое.

Дмитрий Николаевич, уже несколько раз поднимался вопрос о туризме, семейном туризме, молодежном.

Пожалуйста. Как поможем этому направлению?

Д.Чернышенко: Большое спасибо, уважаемый Владимир Владимирович!

Прежде всего, конечно, проголосовал уже, мы поддерживаем эту программу воспитательной работы «Движения первых». Здесь очень важно, что обращается внимание на практическую пользу от каждого проекта. Очень важно, чтобы у ребят с самого детства формировался интерес также и к естественным специальностям.

Вы совсем недавно, на прошлой неделе, были в «Сириусе», где прошел ежегодный Конгресс молодых ученых. Там был замечательный стенд, где ребята из «Движения первых» показывали свои конкретные разработки.

Я хотел про него упомянуть, потому что там были уникальные вещи. Может быть, Вам про них кто-то еще расскажет, Елена Владимировна.

Что касается туризма, то, безусловно, помимо того, что проект «Больше, чем путешествие», который входит в Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», «Россия – страна возможностей», очевидно, что его нужно расширять, этот вопрос мы обязательно проработаем в Правительстве, Вам доложим.

В.Путин: Спасибо.

Г.Гуров: Владимир Владимирович, сегодня действительно много говорим о семье. У нас есть невероятно энергичная семья, которая помогает развивать Движение в новых регионах, это семья Сауляк: Вадим, Лариса и их дочь Милана.

Прошу вас.

В.Сауляк: Здравствуйте!

Мы семья Сауляк – Лариса, Милана, Вадим. Мы из Луганской Народной Республики, города Алчевска.

Так произошло, что в последние два года наши дети учились дистанционно. И как только наша дочь вышла на обычную форму обучения, она познакомилась с «Движением первых». Так это получилось символично – «Движение первых» первым вошло в нашу семью. И возвращаясь домой из школы, у нас уже появилось больше тем для общения, не только о школьной жизни. Я стал от нее узнавать о «Движении», о ее делах. И беседуя с ней, – я тоже слышу здесь и от Екатерины, и от других участников, – я вспоминаю свое пионерское движение, когда именно я был ребенком, я был пионером, посещал станцию юных техников, посещал различные кружки. И беседуя с ними, настолько это всё приятно и в воспоминаниях моих.

Л.Сауляк: Я добавлю. Когда Милаша приходит из школы, я спрашиваю: «Как твои дела?» Потому что ребенка надо услышать, ему есть, что рассказать. Родителям, конечно, надо выслушать. Мы с Милой делаем проекты, она с нами, спрашивает у нас какого-то совета, папа дает свои советы.

У нас в семье есть еще традиция – мы идем пить чай. Когда моим детям надо поговорить с нами, они говорят: «Мам, ставь чайник». У меня есть взрослая дочь, а у взрослой дочери есть своя дочь. И когда наша внучка приходит домой, она говорит: «Бабушка, ставь чайник, нам надо поговорить». Даже зять у нас к этой традиции приучился.

Что я хочу сказать? Что в «Движении первых» сохранены эти традиции. Семейные ценности – это очень замечательно. Крепкая семья – это как крепкий орешек. И в своей семье, и я думаю, что все родители меня поддержат, это самое главное.

Еще я, конечно, хочу добавить, что всем родителям, которых я встречаю, которых я знаю, – в школе, соседи – говорю: дайте своим детям возможность увидеть эти масштабы России, пусть ваш ребенок поедет и увидит все это. Дайте ему зарегистрироваться или вместе зарегистрируйтесь.

Домашний ребенок – это ребенок наш. Когда он уедет, посмотрит это все. Когда наша Милаша поехала в Московский государственный институт культуры, мы ее слушали недели две.

В.Сауляк: Пусть наша дочь сама расскажет о своем движении с «первыми».

В.Путин: Давай-давай.

М.Сауляк: Здравствуйте! Меня зовут Милана.

Говоря о возможностях, могу сказать на своем личном примере, что благодаря «Движению первых» я впервые смогла поехать на поезде, для меня это было очень интересным, незабываемым опытом; я побывала в разных городах нашей большой страны.

Что бы я хотела отдельно отметить: большой возможностью для меня было как раз побывать на университетской смене в Московском государственном институте культуры, где у нас была профориентация, я смогла и все ребята смогли познакомиться с разными профессиями.

Как раз благодаря этой смене я определилась и знаю, что я хочу стать дизайнером. Даже думаю о том, чтобы поступить в Московский государственный институт культуры.

У нас была очень интересная программа, мы разговаривали с интересными людьми. У нас была встреча с Долиной, Майдановым, Газмановым. Была очень интересная увлекательная программа, у меня действительно было очень много эмоций, буря эмоций, я бы даже сказала. Я смогла познакомиться с разными ребятами из разных уголков нашей большой страны и до сих пор с ними общаюсь.

Что бы я хотела сказать? Это о том, что университетские смены нужно продолжать и дальше. Это мнение не только мое, но и мнение всех ребят. Так как эта программа помогла ребятам не только определиться со своей профессией, но и поговорить с разными интересными людьми, узнать много нового и найти какие-то общие темы вообще для дальнейшего…

В.Путин: Общения.

М.Сауляк: Темы для общения и много новых знакомств. Поэтому я и ребята, мы все, настаиваем на том, чтобы университетские смены продолжались, и не только, как изначально они были, для ребят из Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, Херсона и Запорожья, а для ребят со всей нашей большой страны.

Спасибо.

В.Путин: Милана, то, что ты сейчас сказала, – это оценка того, что мы делаем, и оценка положительная. Уверен, всех моих коллег это вдохновляет. Это как раз то, о чем Татьяна Алексеевна Голикова говорила, вице-премьер российского Правительства. И я говорил о том, что хотел бы послушать самих ребят, как они относятся к тому, что происходит, как развивается это «Движение первых». Спасибо тебе большое за эти оценки. Мы так и будем делать дальше.

Г.Гуров: Владимир Владимирович, ребят много. Сегодня с нами наша звездочка, которая верит в добро и считает, что добро всегда возвращается. Это Ломакина Карина.

К.Ломакина: Здравствуйте, Владимир Владимирович!

Меня зовут Ломакина Карина, мне 16 лет. Я из Владимирской области. В какой-то момент своей жизни я поняла, что главной моей мотивацией являются искорки в глазах людей, их искренняя улыбка. Тогда я поняла, что мое направление – это волонтерство.

Все началось с волонтерства в спорте, сейчас я с моими ребятами развиваю первичное отделение. Там мы развиваем волонтерство. Мы ездим в приюты к собачкам, вычесываем их, потом эта шерсть идет на переработку для изготовления носочков, поясов для ребят специальной военной операции.

Также этим летом мне посчастливилось побывать на «Территории смыслов». Это прекрасный форум, где стартовала акция «Благодарю» в честь «Года педагога и наставника». Она нацелена на то, чтобы поблагодарить наших учителей, педагогов, наставников за их труд.

Позже я привезла эту акцию к себе в школу, Вы не представляете, как горели глаза учителей, когда мы дарили им пеликанчиков – символ «Года педагога и наставника». Это просто непередаваемые эмоции, когда ты даришь какой-то символ и такое добро тебе возвращается.

«Территория смыслов» и «Движение первых» подарили мне прекрасных ребят-инициаторов, о которых я не постесняюсь сказать, что они моя семья, с которыми мы реализуем очень много проектов, в том числе мой проект – подкаст «На равных о важном». Он нацелен на то, чтобы подсказать и рассказать людям. Я приглашаю ребят с ограниченными возможностями здоровья к себе, и они рассказывают, как с ними взаимодействовать, как им помочь, какие, может быть, темы не стоит затрагивать. И он реализуется при поддержке «Классного радио». Очень много проектов реализуется при поддержке «Классного радио». И очень хотелось бы масштабировать именно свой проект и другие проекты «Классного радио», может быть, во все учебные заведения, в которых это возможно.

Спасибо.

В.Путин: Спасибо большое. Удачи тебе.

Как Общество «Знание», Максим Алексеевич, сотрудничает с «Движением первых»?

М.Древаль: Уважаемый Владимир Владимирович, коллеги, добрый день!

Это взаимовыгодное сотрудничество, мы очень много проектов делаем вместе. Общество «Знание» – это про наставников, про людей, которые своим примером вдохновляют ребят, показывают, что все возможно. Как я рассказывал, это самые разные лекторы: и ученые, и космонавты, и преподаватели, и инженеры, и государственные деятели, и деятели искусства культуры, это герои СВО. И все они не только знания передают, но и являются наставниками. Мы вместе делаем проекты не только в такой классической передаче знаний, но и поддерживаем, например, юных документалистов, юных авторов, делаем игровые форматы просвещения.

Но что важно, и в другую сторону Общество «Знание» очень много получает. Например, делая вместе проекты, мы поняли, как много талантливых лекторов-просветителей среди юных ребят. Некоторые из них сегодня с Вами общались. И таких стало уже очень много. Они зачастую сильную конкуренцию взрослым могут составить. В принципе мы увидели, что ребята, юные ребята часто очень важный пример наставничества для своих сверстников. Потому что когда они видят взрослых и понимают, что они смогли, – это одна история. А когда они видят ребят и заражаются их примером, они точно понимают, что тоже могут, вдохновляются, заряжаются, и поэтому мы прирастаем такими наставниками среди них.

В принципе все проекты Общества «Знание» раньше были для молодежи постарше, но вместе с «Движением первых» мы двигаемся в более и более юный возраст, и сейчас вообще даже думаем про то, что надо идти дальше, в начальную школу. Может быть, как говорил Сергей Сергеевич, и до нее. Общество «Знание» мне кажется, тоже должно работать с семьями, вместе делая проекты для совместного просвещения, развития, экскурсий.

Мы тоже очень много делаем экскурсий по стране. Сразу и для ребят юных и для их родителей. Так что нас «Движение первых» тоже вдохновляет на новые проекты.

В.Путин: Спасибо.

Будем завершать, наверное.

У нас есть проект решения Наблюдательного совета. Если есть какие-то замечания, то прошу их представить. Обращаюсь ко всей аудитории: и к тем коллегам, которые онлайн с нами работают, и присутствующим здесь, в зале. Нет? Тогда мы это решение принимаем.

Г.Гуров: Владимир Владимирович, Максим Алексеевич рассказал про лекторов. Действительно у нас за столом есть рупор ростовской молодежи. Он делает совместные проекты. Я не могу не дать ему слово, это Виктор Головятенко.

В.Путин: Пожалуйста.

В.Головятенко: Добрый день, Владимир Владимирович!

Зовут меня Головятенко Виктор, Григорий Александрович уже представил.

Прибыл я из Ростовской области, довольно небольшого городка Шахты, где являюсь председателем местного совета «Первых». Искренне радостно и волнительно сейчас осознавать, что вместе мы здесь делаем такие большие дела для нашей Родины.

В своем выступлении я бы хотел сказать про каждого «первого». Я пишу стихи и хотел бы прочитать Вам свое авторское стихотворение, если позволите.

Здесь каждый ученый, здесь каждый поэт.

Здесь каждый писатель по юности лет.

На каждого ближе нам стоит взглянуть!

Но что побудило начать этот путь?

Желание первым быть в важных делах

И нашу страну поднимать на плечах.

Вперед мы стремимся, глядя в небосвод,

И каждый средь нас космонавт и пилот.

Так будем и дальше к победам идти!

Ведь первый шагнул, он уже на пути!

Спасибо большое.

В.Путин: Такое красивое завершение нашей сегодняшней встречи.

Хочу пожелать тебе творческих успехов. Точно будут, мы это видим.

Хочу поблагодарить всех не только за то, что мы сегодня собрались и поработали, хочу поблагодарить за то, что было сделано до сих пор. Уверен, мы все вместе сделаем еще больше.

Конечно, очень рассчитываю на наших молодых участников сегодняшней встречи, на тех, для кого и сделано, создается это «Движение первых». Мы, взрослые люди, со своей стороны будем стараться. Ну а пальма первенства в достижении каждого результата, безусловно, за вами.

Я желаю вам всего самого доброго. Спасибо большое. Всего хорошего.



Copyright ©РИА "ПОБЕДА"